- Мусульманская этика
- стала складываться в период перехода от родо-племенного обва к раннеклассовому гос-ву, поэтому основополагающие источники релит, учения ислама Коран и сунна (сборники преданий о высказываниях и поступках пророка Мухаммада) во многом исходят из простых норм нравственности и справедливости, к-рые были характерны для общественной нравственности того периода и их переосмысления применительно к условиям становления поликонфессионального и полиэтничного гос-ва. Имея немало общего с иудаистской и христ. этикой, М. э. обладает и существенными особенностями. М. э. есть этика конкретных норм. Она сугубо практична, интересуется не общими основаниями поведения, а его предметным содержанием. Ее основная проблема как и что надо делать не вообще, а вполне конкретно в каждой сфере жизни, каждый день. Коран и Сунна четко определяют все добрые и недобрые поступки, дозволенное и недозволенное. Богословы и правоведы подвергли эти действия классификации. Выбор остается за человеком. И ответственность тоже. Кораническая формула «Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними» дает простор для человеческой инициативы в творении добра по отношению к окружающим и по отношению к самому себе. М. э. не приемлет тезис об ответственности человека за грехи прародителей. Коран учит, что Аллах простил Адама и его вина не распространяется на потомков. Человек, т. обр., рождается безгрешным и от него самого, от его усилий зависит, станет ли он высоконравственной личностью или же погрязнет в недостойных поступках. Всевышний всегда готов помочь человеку в его стремлении к нравственному совершенству. В Коране читаем: «Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления. Он увещевает вас: может быть, вы опомнитесь» (16:92). Постоянное нравственное совершенствование вменяется в обязанность каждому мусульманину и мусульманке. Оно связано даже с понятием джихада (борьбой за веру). Предание донесло слова пророка Мухаммада, сказанные им после возвращения из военного похода: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому». Под последним разумелось, как утверждают теологи, духовное самосовершенствование мусульман. Следует также отметить, что уже в богословских разработках 10–11 вв. появляются понятия «джихад сердца», что означает рвение в борьбе с собственными дурными наклонностями, и «джихад руки», означающее принятие дисциплинарных мер в отношении нарушителей норм общественной нравственности. В истолковании «джихада сердца» мусульманские мыслители часто опираются на изречение пророка Мухаммада: «Самый доблестный из людей тот, кто победил прихоти своей души». Идеальная модель межличностных отношений в мусульманской общине строится на принципах взаимопомощи, равенства, солидарности, справедливости, человечности. М. э. придает особое значение милосердию и благотворительности, рассматривая их как важнейшие средства нравственного воспитания человека и консолидации об-ва, состоящего из людей различного социального положения, принадлежащих к разным этносам и религиям. Проявление милосердия и участие в благотворительности в исламе объявлено долгом перед Богом. Коран определяет круг людей, по отношению к к-рым предписывается совершать благодеяние: «И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши» (4:40). Под последним разумеется невольник. Расписаны в первоисточниках ислама и различные виды благодеяния. Повторяясь изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, сначала совершаемое как обязанность, предписанное религией, благодеяние постепенно превращается во внутреннюю потребность индивида, приобретает форму привычки и выполняется без внешнего и внутреннего принуждения, способствуя формированию у человека таких качеств, как великодушие, доброта, сочувствие, человечность. Одновременно решается важная общественная проблема создаются условия, способствующие сглаживанию соц. противоречий, сплочению социума. Глубокое проникновение в сущность мусульманского учения и основательное знание практики его претворения в жизнь позволили известному русскому ученому академику В.В. Бартольду сделать вывод о том, что ислам осуществил «если не идеал свободы, то идеалы братства и равенства в большей мере, чем христианство». М. э. высоко ставит честь и достоинство человека. Религ. деятели приводят следующий факт из прошлого. Проявляя милосердие, оказывая благотворительную помощь, учит ислам, следует заботиться о том, чтобы благодеяние не задело самолюбие получающего помощь, его чувство собственного достоинства. Вместе с тем высокое чувство собственного достоинства, согласно М. э., должно побуждать человека не ждать милости от других, быть активным и предприимчивым, чтобы честным трудом обеспечить достаток в своей семье и быть в состоянии проявить благодеяние по отношению к нуждающимся. М. э. труда осуждает праздность, скупость, корыстолюбие, поддерживает бережливость, трудолюбие, взаимопомощь, верность заключенному договору между нанимателем и работником. Она требует от нанимателя уважения к правам работника и его человеческому достоинству, проявления заботы о благосостоянии работника, своевременной оплате труда, «пока пот не высох на одежде потрудившегося». М. э. признает извинительные обстоятельства, считается с человеческими возможностями. Согласно Корану, пост в месяц рамадан строго обязателен для каждого мусульманина и мусульманки. Но беременные женщины, люди, находящиеся в неволе или в пути, освобождаются от него. Правоверный не имеет права есть свинину, но если нет иной пищи, то допускается отступление от этого запрета. Ради сохранения человеческой жизни, т. обр., допустимы отклонения от предписаний, но, разумеется, не отход от самой веры.А.А. Нуруллаев
Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. Ред-кол.: Мчедлов М. П., (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др.. 2002.